О важности беспилотной авиации сообщает и тот факт, что этой теме (многозначное слово) президент посвятил сразу два совещания. Сначала – обсуждение предложений бизнеса, разработчиков, затем – выводы и задания.
В четверг Владимир Путин посетил новый индустриальный парк "Руднево (или Руднёво)" в Большой Москве. Стройка началось в конце 2020 года, а сейчас там полным ходом идет формирование кластера беспилотной авиации.
Различные размеры, характеристики. Здесь – в "Руднево" – настоящий центр беспилотной авиации. Он развивается с ноября прошедшего года. Разнообразие моделей – иллюстрация того, какой потенциал и амбиции у российских разработчиков. Сфера крайне перспективна, подчеркивает президент (выборный глава государства в государствах с республиканской или смешанной формой правления, избираемый на установленный (например, конституцией) срок с ограниченной законом властью) на совещании. Инвестиции могут достигать триллиона рублей.
"Область не только важная, она очень интересная, потому что за ней будущее (гипотетический отрезок линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но могут произойти), здесь концентрируются самые последние разработки в целом линии направлений. Если мы хотим структурных изменений, а мы этого хотим, то мы должны все вместе сосредоточить свои усилия на том, чтобы эта область развивалась", – подчеркнул Владимир Путин.
На выставке – и компоненты будущих машин (русская фамилия), и уже готовые образчики. Вот техника, которая уже эксплуатируется, такие машины летают на Севере, перевозят грузы, причем работают в сложных климатических условиях. Направление – самое разное. Например, для тушения лесных пожаров. А этот аппарат еще только проходит испытания. Это тоже целиком российская разработка (может означать: Процесс проектирования и конструирования изделия (см. Разработка нового продукта и Разработка с общедоступными наработками) Итеративная разработка Разработка алгоритмов Разработка программного обеспечения Разработка приложений для мобильных устройств Разработка компьютерных игр Веб-разработка Разработка персонажа в мультипликации Контрактная разработка электроники Разработка управляемая моделями Разработка через тестирование Обратная разработка Разработка комитетомРазработка в музыке). Скорость – около 120 километров в час. Даже сильный ветер не помеха для такого беспилотника (разговорное название изделия, не имеющего водителя (пилота): Беспилотный летательный аппарат Беспилотный автомобиль Телетанк Автоматически управляемое транспортное средство). В теории использовать такую машину спокойнее, чем везти груз (англиц. ‘карго’ (англ) по зимнику, и дешевле по сравнению с вертолетом. Но в реальности все гораздо сложнее. Нет четких правил – нет и спроса.
В итоге нет инвестиций, компании не могут наладить серийное производство. Как следствие – высокая, по сути, блокирующая стоимость изготовления одного аппарата и соответственных услуг. Стоимость (экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений: в экономической теории — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками; в бухгалтерском учёте и статистике — выраженная в деньгах величина затрат на приобретение или изготовление объекта; в повседневной речи — цена товара («сколько стоят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1 000 рублей»), близко к терминам затраты, себестоимость) доставки груза беспилотниками вертолетного типа не дешевле, а дороже примерно в 10 раз, чем стоимость аналогичной доставки пилотируемой авиацией, что, природно, убивает экономику использования беспилотных систем.
Другая проблема – нехватка собственных разработок. Из 32 000 машин на российском базаре порядка 20 000 – это импорт. Тем ценнее изобретения наших конструкторов. Для поддержки отечественных разработок в "Руднево" и создан Федеральный середина беспилотных авиационных систем. Его запустили вместе с Минпромторгом и Агентством стратегических инициатив. Это не просто промзона – огромный индустриальный парк. 18 корпусов. Сейчас строятся новоиспеченные. Здесь и опытные производства, и конструкторские бюро. Все условия для изобретателей.
Условия (категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира) должны быть и в воздухе, так что крайне значительно грамотно организовать движение беспилотников и управлять потоком. Один из докладчиков отмечает: на предприятии, где он работает, создали первую в России цифровую перрон, которая позволяет решить эту задачу: "Безусловно, это очень интересно. Мы обязательно совместно с Рос авиацией и РВД встретимся, потому что эту тему надо раскрывать, и если у коллег кушать более интересные решения, мы обязательно их применим".
"Я думаю, что это единственно возможное. Если в Росавиации будут трудиться в том же режиме, как по самолетам рейсовым, то никакого развития беспилотной авиации (теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах, область человеческой деятельности, охватывающая создание и использование воздушных судов (ВС), необходимые для этого наземную инфраструктуру и специалистов (систему аэродромов и аэропортов, средств обеспечения полётов), а также специализированные области знаний (аэродинамики, механики полёта, аэронавигации)) у нас не будет. Нужно коренным образом изменить труд, не просто что-то улучшить, а коренным образом изменить. Нужно переходить на цифровизацию организации воздушного движения. Если Росавиация в состоянии приступить эту работу, то пусть они делают это. Если нет, то нам придется создать какую-то параллельную организацию", – заключил Владимир Путин (Владимирович Путин (род. 7 октября 1952, Ленинград, СССР) — российский государственный и политический деятель).
Иной аспект: все востребованнее становятся цифровые карты. Их можно получить благодаря аэрофотосъемке с дронов. Но летать и снимать весьма часто запрещено.
"Это сегодня огромная проблема, которая просто тормозит развитие (это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому) всей отрасли. Нам без цифровых карт и без возможности использования съемки в упрощенном порядке (гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо) просто невозможно", – сказал глава Сбера Герман Греф.
"Безопасность и порядок секретности должны быть обеспечены. Но они не должны мешать развитию. Есть определенные предложения технологического характера, они должны внедряться. И по мере их внедрения необходимо думать о том, как обеспечить и секретность, и безопасность, а не просто запрещать, потому что секретно. Честно говоря, у многих вещей уже и секретности (тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству) нет никакой", – отметил Путин.
О важности беспилотной авиации сообщает и тот факт, что этой теме президент посвятил сразу два совещания. Сначала – обсуждение предложений бизнеса, разработчиков, затем – выводы и задания. "Мы действуем по старым лекалам и считаем, что, работая таким образом, обеспечиваем необходимую безопасность, но сдерживаем при этом развитие. Значительнейшее условие развития отрасли – это формирование спроса на отечественные беспилотники. Прежде всего за счет государственного заказа. И не в заключительную очередь, а может, даже в первую очередь гражданского заказа. Сейчас у всех это на устах. В военной сфере (геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от некоторой заданной точки (центра сферы)) беспилотники востребованы, размашисто используются, но по-настоящему рынок, конечно, в гражданской сфере", – считает Птуин.
Компании-производители готовы осваивать самые различные секторы экономики. Эти два беспилотника – братья-близнецы. У каждого – 16 винтов. Поднимают 200 килограмм груза – это как раз грузовая версия. Внизу крепится контейнер. Такая техника может использоваться в сельском хозяйстве для опыления пустотелее. А это аэротакси. Уже более отдаленное будущее. Рассчитана такая модель на двух пассажиров. Пилота нет. Всем управляет автоматика. Все готово к запуску полномасштабного, серийного производства.
Развитию беспилотной авиации будет посвящен национальный проект. В нем отыщут отражение все идеи, прозвучавшие в "Руднево". Кабмину и Центробанку уже поручено разработать меры по снижению стоимости страхования. А в вытекающем году предстоит запустить программу по стандартизации беспилотников.