Выжить, чтобы существовать и выживать дальше
Endzone — A World Apart – это экономическая стратегия с непрямым управлением от Gentlymad Studios и Assemble Entertainment, где наша первоочередная задача выжить любой стоимостью в условиях ядерного постапокалипсиса. Ни радиоактивный дожди, ни песчаные бури, ни плохое настроение рабочих из-за отсутствия (фильм Хулио Брачо Отсутствие (фильм, 1992) — фильм Петера Хандке Отсутствие (фильм, 2011) — фильм Майка Флэнагана) тортиков не должны сделаться препятствием к их бесконечному бесцельному существованию.
Консольная версия Endzone — A World Apart: Survivor Edition оптимизирована под новоиспеченное поколение консолей (многозначный термин: Консоль (архитектура) — архитектурный элемент, горизонтально выступающий из стены) Xbox Series X|S при поддержке функции Smart Delivery. Для российского региона доступна локализация на степени интерфейса и субтитров, озвучка на английском. Обзор написан с версии для Xbox Series S, все скриншоты и видео сделаны с этой консоли.
Мы новоиспеченный мир построим
Планету настиг очередной ядерный взрыв, остатки человечества вновь вынуждены десятилетиями скрываться в убежищах бездонно под землёй. Сидеть вечно в бункере им всё равно не удастся, так что небольшая группа (совокупность чего-либо) выживших загружает последние припасы в автобус и пускается искать более благоприятное место для возрождения человеческой цивилизации. Техника в очередной раз подводит и автобус ломается задолго до того, как нашим пилигримам получается покинуть заражённую зону. Ничего не поделаешь, значит придётся выживать как получится, строить свой новый дом ровно здесь или сдохнуть в попытках (что в большинстве случаев (в древнегреческой философии Случай в страховании Случай в финансах Случай в гражданском праве Случай в уголовном праве Случай — название ряда фильмов) и будет происходить).
Примерно так начинается любой цикл в Endzone: сломанный автобус, заросшие руины некогда великих городов, небольшое озеро и с десяток работников-универсалов, способных равно хорошо рубить лес, лечить больных, учить детей, добывать уголь или выращивать картошку по первому приказу вышестоящего начальства (то кушать вас), если они будут в настроении (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов), но об этом чуть позже.
Познавательная страничка. После ядерного взрыва, радиоактивные вещества, угодившие в верхние слои атмосферы, практически полностью выпадают в виде осадков за первые (Первое — озеро в Челябинской области) пять-семь лет. За счёт элементарного водоворота воды в природе, знакомого каждому школьнику, радиоактивные изотопы задерживаются в почве, а дальнейшие испарения и формирование новоиспеченных осадков с каждым циклом всё больше очищаются от радиоактивных примесей. Главный смысл отсидки в бункере (хорошо укреплённое защитное или оборонительное сооружение, чаще всего подземное) после ядерной крушения в том и заключается, чтобы переждать такие вещи, как радиационное заражение среды и осадки.
Endzone предлагает на выбор три порядка игры: Обучение, Выживание (борьба человека за жизнь при резкой перемене условий окружающей среды, в отсутствии привычных бытовых удобств) и Сценарии. Сетевой игры или кооператива нет.
Даже если вы прожжённый радиацией выживальщик 80-го степени, не торопитесь бросаться с головой на борьбу сохранения остатков человечества. Так или иначе, стоит разобраться в нюансах технологического прогресса Endzone. На какой стадии необходимо переходить от собирательства к фабричному производству, в какой момент вам понадобится электричество и так далее. Вся эта информация также собрана в отдельном Руководстве радиального меню. В противном случае, если гнать на всех четах к заводам и фабрикам, не обеспечив их необходимой инфраструктурой и рабочей силой, вы просто истощите все ресурсы, а все ваши подопечные улягутся костьми вокруг новой производственной линии.
Режим Обучения (деятельность по изменению и адаптации поведения субъекта обучения с целями выживания, развития, совершенствования) спрашивает доработки в плане более явного зачёта выполненных задач. Обучение разбито на отдельные мини-сценарии, но их выполнение никак не останавливает геймплей. На самом деле это проблема и для порядка Сценариев, которые всегда скатываются в бесконечную симуляцию.
Жить чтобы выжить
Ваша главная цель (идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата) в Endzone – выжить, впрочем, как и у любого иного живого существа, но в контексте игры эта цель преобладает над всем остальным игровым процессом. Стартуя в поле возле сломанного автобуса, первым делом необходимо запастись водой и едой. Лес сделается вашей главной кладовой – источником грибов, ягод, дичи и, конечно же, древесины, как основного строительного материала. Воду можно хватать из ближайшего пруда. Если она окажется заражённой, значит нужно будет наладить систему очистки через угольный фильтр. А уголь для фильтра, очевидно, можно получить от сжигания той же древесины. Поставив на поток удовлетворение первичных биологических надобностей, люди начнут размножаться, значит нужно строить новые (название населённых пунктов) дома, для родившихся детей (в основном значении, человек в период детства) необходима школа, чтобы биться с эпидемиями нужны больницы, а чтобы хоронить умерших нужно кладбище. Таким образом, начав с разбитого автобуса (безрельсовое механическое моторное транспортное средство, технически предназначенное для перевозки девяти и более пассажиров и способное маневрировать на дороге, приводимое в движение источником энергии, запасённым или производимым из топлива, хранящегося на борту (бывают аккумуляторные, бензиновые, газотопливные, дизельные, суперконденсаторные, а также автобусы на прочих топливных элементах)) мы, шаг за шагом, исподволь отстраиваем полноценный город с производственными цепочками и логистическими службами, экспедиционными корпусами и оборонительными сооружениями.
С точки зрения игровой механики, процесс обстоит следующим образом. Поскольку Endzone игра с непрямым управлением, то кушать непосредственно мы никем не управляем. Выбираешь здание, поле, дорогу или любую другую постройку, выбираешь месторасположение и распределяешь специальности (комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее)) среди подопечных. Когда у вас ещё ничего нет, самой важной профессией становится строитель (создание (возведение) зданий, строений и сооружений). Назначив из десяти выживших пять строителей, они пойдут строить запланированные объекты в подневольности от доступных ресурсов и приоритета категорий строительства (изменяемый параметр), если у них нет более серьёзных потребностей. Просто если ваши строители голодны, первым делом (работа, занятие, действие не для развлечения; предпринимательство, коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения) они пойдут в лес разыскивать пищу, а не строить. Эффективность их работы зависит не только от сытого желудка, но и от такого показателя, как Настроение. Вообще, в меню Специальностей вам придётся наведываться постоянно, перераспределяя занятость по ситуации: песчаная буря уничтожила все посевы, здания тоже пострадали, но не весьма сильно, то часть строителей лучше перепрофилировать в фермеров; в вашем городе вспышка эпидемии, значит срочно необходимы врачи и как можно больше. Слава богу, разработчики не стали впадать в крайности, поэтому перевод строителя во доктора и обратно не требует каких-то специальных центров занятости или дополнительного времени (форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения) на переобучение, всё это происходит мгновенно в рамках меню Специальностей.
Endzone предлагает довольно подробную и обширную систему (множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство) развития поселения с десятками зданий, объектов, товаров, необходимых объектов (Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя)) и ресурсов. Для неискушённых в менеджменте игроков система довольно-таки сложная. Чем дольше выживает ваше поселение, тем больше ему необходимо всегда расширяться, осваивать новые технологии, и тем больше факторов вам нужно удерживать в голове. Следить буквально за всем: от влажности грунты до настроения жителей, усложняя процесс с каждой ступенькой пирамиды Маслоу.
Не знаю насколько правильно считать это недостачей в контексте жанра, но для игры с непрямым управлением, тебе много что нужно делать вручную. После продолжительной игры внимание рассеивается, и в итоге ты теряешь контроль над ситуацией, когда уже ничего невозможно исправить. Для таких случаев в игре предусмотрено автосохранение (срабатывает не всегда) через определённый промежуток времени, какое дополнительно фиксирует несколько предшествующих сезонов.
Наряду с обеспечением базовой жизнедеятельностью, вы вырваны вести постоянную борьбу с окружающей средой, куда входят песчаные бури, засухи (это явление продолжительной нехватки воды, будь то атмосферные (осадки ниже среднего), поверхностные или грунтовые воды), радиоактивные ливни и набеги рейдеров. Подобного рода катаклизмы генерируются случайным манером в зависимости от выбранного сценария (литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, и других мероприятий в театре и иных местах) или выставленных настроек в режиме Выживания. От каждой напасти есть своя тактика. Перед засухой стоит выстроить дополнительные водохранилища, колодцы и склады для урожая. От рейдеров нудно будет строить заграждения и оборонительные башни, выделив кое-какое количество (категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства) населения на оборону. А после (дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (или в нескольких государствах по совместительству) или в международной организации; официальный представитель интересов и руководства своей страны) радиоактивных дождей нужно массово проводить дезактивацию почвы и уничтожение отравленных посевов. В любом случае шансов погибнуть у вашего поселения гораздо вяще, чем выжить.
Несмотря на всю описанную выше сложность игрового процесса, обращаться с многочисленными меню и графиками совершенно нетрудно. Управление хорошо подогнано под геймпад консоли. Основное радиальное меню открывается с левого триггера, по вкладкам какого удобно перемещаешься с помощью левого же мини-джойстика. Текстовые окна нисколько не захламляют рабочее пространство экрана. С точки зрения эргономики всё вполне комфортно и спокойно.
На лицо ужасные, добрые внутри
С каждой минутой, проведённой в Endzone, вспоминается Frostpunk. Готов поспорить, что разработчики (специалист, занимающийся разработкой схем, механизмов, аппаратуры, программного обеспечения, сайтов и способный реализовать любой проект от стадии замысла до её реализации техническими средствами) вдохновлялись собственно этим проектом, перенося похожий опыт в сеттинг радиоактивной пустоши. Здесь точно так же можно изгонять старцев, запрещать заводить детей, ограничивать паёк, отправлять экспедиции на поиск ресурсов (источник покрытия нужд, потребностей) и так далее, с той лишь разницей, что игра при этом не мастерит из тебя кровавого диктатора. Любое такое решение подаётся как одна из опций, когда вы временно жертвуете одним ресурсом ради иного (люди собственно такой же ресурс). Endzone отчётливо позиционирует себя вне политики, вам не нужно удерживать власть. Как бы вы ни усложняли существование рабочих, местные шахтёры не обучены бастовать и никогда не поднимут восстание, чтобы отправить вас в изгнание, у них просто испортится расположение.
Вкратце пройдёмся по остальным составляющим игры. Endzone — A World Apart не изготавливает впечатления крупнобюджетного проекта. Игра уже оптимизирована под новое поколение консолей. Относительно серии S можно отметить идеальную производительность в 60 кадров в секунду при позволенье 1080p. В определённых масштабах картинка держится вполне достойно, присутствуют неплохие погодные эффекты, однако немало близкий взгляд на отдельные здания производит более грустное впечатление. Нельзя не отметить, что игра сделана с душой и вящим вниманием к мелочам. Особенно это заметно по дизайну и анимации построек. Они выглядят максимально аутентично, насколько это возможно, так если их реально строили из подручных палочек, тряпок и листов железа.
За громоздким названием Endzone — A World Apart: Survivor Edition исчезает довольно скромное количество контента. По сути, на всю игру у нас всего одна карта. Она настраивается по размеру, количеству гор и водоёмов, но сам ландшафт и объекты на нём одни и те же. Нет ни городов, ни иных поселений или фракций, снега, песчаных пустынь, радиоактивных болот, полей, морей или островов. Только лес с небольшими возвышениями и озёрами, где условные сезоны (то же, что и время года: весна, лето, осень, зима) подразумевают смену дождей (атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6—7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью) и засух.
С технической точки зрение периодически перестаёт срабатывать сохранение. Лечится перезапуском игры, надеюсь это будет исправлено с последующими патчами.
Музыкальное сопровождение хоть и не притязает на самостоятельную художественную ценность, однако создаёт динамическое звуковое пространство. У каждого здания или события есть своё неповторимое звучание, отыгрывающее выходящие процессы. При нападении рейдеров музыка становится напряжённой, во время засухи она сменяется более грустными мелодиями. Нынешние аудио-семплы вместе с уникальной озвучкой зданий (результат строительства, представляющий собой объемное надземное строительное сооружение, включающую в себя помещения, предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, а также сети и системы инженерно-технического обеспечения) объединяются в живой микс, который держит в тонусе и как минимум не нервирует даже после нескольких часов игры.
Endzone — A World Apart
Хотите построить целый город с нуля в условиях радиоактивной пустоши? Не страшитесь таблиц и графиков? Готовы трудиться как раб на галерах, ради выживания? Тогда можете смело отправляться на лесную опушку Endzone разводить добродушных человечков, как можно длиннее, сохраняя стабильность их повседневной жизни.
79%
Добротная и довольно сложная экономическая стратегия вокруг выживания.
Картинка на Series S скромная, зато производительность идеальная.
Безликий, но динамический саундтрек отыгрывающий выходящие события.
Довольно хорошо подогнаны под консольное управление. Не хватает настройки размеров шрифта.
Недоработки в Обучении. Периодически не срабатывающее сохранение. В прочем без нареканий.
Постапокалиптический сеттинг
Проработанный менеджмент развития
Развитая гибкая симуляция
Удобное консольное управление (Управление — воздействие на участников процесса с целью улучшить характеристики процесса)
Медитативный игровой просцесс
Динамическое музыкальное сопровождение
Сложная система выживания
Монотонный ландшафт
Практически полное отсутствие сюжета
В 2021 году группа террористов взорвала ядерные реакторы по всему вселенной, и планета погрузилась в хаос. Лишь немногим выжившим удалось укрыться в подземных бункерах, которые называли «поясами защиты». 150 лет спустя люди возвращаются наверх… под вашим руководством! В недружелюбном мире, полном радиации, кислотных дождей и экстремальных изменений климата вы возглавите группу людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный), грезящих о лучшей жизни. Посвятите себя великой цели и постройте новый благополучный мир с помощью новых изобретений. Докажите, что вы достойны звания лидера!
Информация об игре